Приём экскурсионных групп временно приостановлен.
Экскурсионное обслуживание временно приостановлено в соответствии с приказом Ректора МГУ № 324 от 16 марта 2020 года «Об усилении мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории и объектах МГУ имени М.В.Ломоносова», распоряжением Ректора МГУ № 148 от 31.08.2021 «О реализации мер по минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции на территории и объектах Московского университета» и Администрацией музея.
По вопросам обращайтесь на электронную почту: dsp@mes.msu.ru


Доктор педагогических наук (2015), кандидат биологических наук (1990), доцент (2004). Ведущий научный сотрудник и руководитель группы образовательных и экскурсионных программ Музея Землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова (с 2005 г.). Закончила Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (1986) по специальности «Почвоведение». Тема кандидатской диссертации – «Особенности развития микроскопических грибов в различных типах почв» по специальности 03.00.07 -Микробиология. Тема докторской диссертации – «Становление и развитие высшего профессионального экологического образования естественнонаучной направленности» по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. С 2015 года работает также в должности профессора факультета почвоведения МГУ (внутреннее совместительство).

Область научных интересов: высшее профессиональное экологическое образование, взаимосвязь школьного и вузовского экологического образования, онлайн-обучение, музейная педагогика.

Образовательная и просветительская деятельность: Читает учебные курсы для студентов естественных направлений подготовки, для магистров по направлению «Экология и природопользование» и аспирантов (направление «Биологические науки»):

  • «Современные экологические проблемы» (с 1994 г.)
  • «Устойчивое развитие человечества» (с 2003 г.)
  • «Экологическое образование» (с 2011 г.)
  • «Педагогика и психология высшей школы» (с 2015 г.)
  • «Экология» (с 2016 г.)

В 2014 году Поповой Л.В. совместно с проф. Марфениным Н.Н. был разработан онлайн-курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», который размещен на двух площадках – «Университет без границ» (http:// www.distant.msu.ru ) и с осени 2015 года на Национальной платформе открытого образования (http:// www.openedu.ru). В 2018 году Поповой Л.В. был создан онлайн-курс «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения», как программа повышения квалификации преподавателей вузов, курс размещен на платформе «Университет без границ» (http:// www.distant.msu.ru ) и имеет открытый доступ.

В 2006 и 2007 гг. входила в состав методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии (жюри Всероссийской олимпиады). С 2006 года Попова Л.В. является организатором ежегодной олимпиады по экологии в Музее Землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова. С сентября 2011 года олимпиада по экологии вошла в состав олимпиады «Ломоносов», где Попова Л.В. продолжает работать в качестве члена методической комиссии по настоящее время.

С 2002 года Л.В. Попова является членом бюро Учебно-методического совета по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию, который с 2016 года называется Учебно-методическим советом по направлению «Экология и природопользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле». Попова Л.В. является одним из авторов Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального экологического образования по направлению «Экология и природопользование» (третье поколение), утвержденного Приказом Минобрнауки № 795 от 22 декабря 2009 года.

В настоящее время большое внимание уделяет развитию интерактивных форм образования в музее, организации работы со школьниками (Модуль «Науки о жизни и Земле», выполнение исследовательских проектов школьниками, проведение «Форума молодых исследователей» в дни Фестиваля Науки в МГУ, выполнение грантов Департамента образования г. Москвы – комплексных программ по экологическому образованию и просвещению: «Поможем природе все вместе» (2016) и «Естественнонаучные мастерские для молодых исследователей» (2018) и созданию программ повышения квалификации для преподавателей средних школ по экологии («Интерактивные методы в экологическом образовании», «Подготовка школьников к олимпиадам по экологии» и др.). В 2019 году по инициативе и под руководством Л.В. Поповой в Музее Землеведения МГУ были разработаны дополнительные общеобразовательные программы для школьников в рамках проекта «Музейный абонемент».

Участие в научных и образовательных проектах:

  • «Развиваюсь через познание» – подготовка студентов геологического факультета МГУ к разработке и проведению экскурсий в музее (Грант Национального фонда подготовки кадров, 2015 г.).
  • «Университетские субботы» – разработка и проведение интерактивных обучающих занятий для людей различных возрастов (Грант Департамента образования города Москвы, с 2015 по 2018 гг.).
  • «Поможем природе все вместе» – комплексная программа экологического просвещения, включающая обучающие семинары для преподавателей средних школ и сотрудников отделов экологического просвещения Мосприроды, а также Всероссийский конкурс биологического рисунка (Грант Департамента образования города Москвы, 2016 г.).
  • «Естественнонаучные мастерские для молодых исследователей» – комплексная образовательная программа профессионального самоопределения школьников, включающая лекции, экскурсии и практические занятия в научных лабораториях (Грант Департамента образования города Москвы 2018 г.).
  • «Создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения» – разработка обучающих онлайн-курсов для преподавателей вузов и их реализация (Министерство образования и науки РФ, 29.09.2017 – 31.12.2019 г.).
  • «Университетская экология в современном мире» – подготовка аналитических материалов по вопросам развития высшего профессионального экологического образования в нашей стране и за рубежом (Московское городское отделение Российского географического общества, 10.10.2019 – 10.06.2020 г.).

Курсы повышения квалификации:

  • Прохождение программы повышения квалификации компании Elsevier по подготовке научных публикаций на английском языке в высокорейтинговых журналов для сотрудников МГУ (с 17.09 2019 г. по 10.12.2019 г.) – 16 ак.ч.
  • Изучение курса «Общая психология» (онлайн-курс НИУ ВШЭ) на Национальной платформе открытого образования (с 18.02.2019 г. по 23.06.2019 г.) – 114 ак.ч.
  • Прохождение программы повышения квалификации Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ «Введение в создание онлайн-курсов (Moodle)» ( с 02.04. 2018 г. по 09.04.2018 г.) – 36 ак.ч.
  • Прохождение программы повышения квалификации на факультете педагогического образования МГУ «Реализация программ дополнительного образования в Московском университете» (с 06.06.2017 г. по 15.06.2017 г.) – 24 ак.ч.
  • Изучение курса «Социальная психология» (онлайн-курс НИУ ВШЭ) на Национальной платформе открытого образования (с 27.02.2017 г. по 20.06.2017 г.) – 152 ак.ч.
  • Прохождение программы повышения квалификации Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ «Создание учебных курсов в системе Moodle» (с 17.02.2015 г. по 20.04.2015 г.) – 36 ак.ч.
  • Прохождение программы повышения квалификации на факультете педагогического образования в МГУ «Английский язык как язык делового и научного сообщества» (с 15.09.2014 по 30.12.2014 г.) – 100 ак.ч.

Награды и премии:

  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003 и в 2004 гг.).
  • В 2011 году Попова Л.В. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки за большой личный вклад в развитие отечественной науки.
  • В 2013 году за активную деятельность в области экологического образования Л.В. Попова была награждена Неправительственным экологическим Фондом имени В.И. Вернадского медалью «150 лет со дня рождения В.И. Вернадского».
  • В 2015 году была удостоена премии «Экопросветитель» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
  • Первая премия в конкурсе по Программе развития МГУ в номинации «Достижения лекторов межфакультетских учебных курсов, курсов междисциплинарной тематики, онлайн-курсов, реализуемых на платформе МГУ «Университет без границ» – (2016 г.)
  • В 2019 году Попова Л.В в составе коллектива авторов (Пикуленко М.М., Таранец И.П., Белая Н.И., Лаптева Е.М.) стала победителем конкурса Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» за разработку и широкую апробацию методического пособия «Уроки в музее и на природе» (Неправительственным экологическим Фондом имени В.И. Вернадского).
  • Лауреат конкурса Программы развития МГУ в номинации «Уникальные лекционные курсы» (2019 г.).

Основные публикации:

Книги и монографии

  1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году"/ коллектив авторов: Рыбальский Н.Г., Муравьёва Е.В., Борискин Д.А., Думнов А.Д., Ерёмин Е.А., Мирошниченко Н.А., Омельяненко В.А., Хрисанов В.Р., Алябина И.О., Белов С.В., Блинов В.Г., Грачев В.А., Дёмин А.П., Долгинова В.А., Евдокимова М.В., Зайцева Н.А., Захаров В.М., Захлебный А.Н., Ковда И.В., Кокорин А.О., Колесова Е.В., Кузьмич В.Н., Кургачева О.В., Мартынов А.С., Михно И.В., Оганесян Л.В., Плямина О.В., Попова Л.В., Присяжная А.А., Прологова Т.В., Пугач С.Л., Ревич Б.А., Рыбальский Н.Н., Рязанова Н.Е., Сафонов В.Г., Снакин В.В., Соболев Н.А., Сосунова И.А., Страхов В.В., Трешкин С.Е., Трифонова Т.А., Трофимов И.А., Трофимова Л.И., Ткаченко Н.Ф., Урусевская И.С., Федоров А.В., Черепанский М.М., Чернова О.В., Черногаева Г.М., Шварц Е.А., Шершаков В.М., Шоба С.А. Яковлев С.А. – М.: НИА-Природа, 2017. – 758 с.
  2. Guidebook for field excursion of the 9th International Congress on Soils Urban, Industrial, Traffic, Minning and Military Areas "Urbanization: a challenge and opportunity for soil functions and ecosystem services": коллективная монография. – М.: Издательство РУДН, 2017. – 164 с.
  3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году"/ коллектив авторов: Рыбальский Н.Г., Муравьёва Е.В., Борискин Д.А., Думнов А.Д., Ерёмин Е.А., Мирошниченко Н.А., Насырова В.А., Омельяненко В.А., Самотесов Е.Д., Хрисанов В.Р., Алябина И.О., Белов С.В., Борисова Т.А., Буйволов Ю.А., Долгинова В.А., Замолодчиков Д.Г., Колесова Е.В., Косолапов В.М., Кузьмич В.Н., Попова Л.В., Пугач С.А., Присяжная А.А., Ревич Б.А., Рыбальский Н.Н., Сафонов В.Г., Снакин В.В., Соколовский В.Г., Страхов В.В., Сосунова И.А., Трофимов И.А., Ткаченко Н.Ф., Урусевская И.С., Черепанский М.М., Черногаева Г.М., Шоба С.А., Яковлев С.А. – М.: НИА-Природа, 2016. – 603 с.
  4. Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы / Коллектив авторов: Смуров А.В., Снакин В.В., Попова Л.В. и др. – М.: АСТ, 2014. – 607 с.
  5. Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем / Л.В. Попова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 192 с.
  6. Попова Л.В. Ведущие стратегические эколого-образовательные тенденции в странах европейского пространства высшего образования // Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – С. 240-254.
  7. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / Н.С. Касимов, Э.П. Романова, Н.Н. Марфенин, Л.В. Попова; под. общ. ред. проф. Э.П. Романовой. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 136 с.

Учебники, учебно-методические пособия и учебные программы

  1. Попова Л.В. Программа курса «Биология почв» / Л.В. Попова // Программы учебных курсов и практик кафедры геоэкологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – С.86-90.
  2. Попова Л.В. Сборник заданий по курсу «Современные экологические проблемы» (Введение в экологию и природопользование): Учеб.-метод. пособие / А.Ф. Гордова, Л.В. Попова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – 48 с.
  3. Попова Л.В. Программа дисциплины «Экология организмов» / И.Ю. Чернов, Н.М. Чернова, Л.В. Попова. // Учебно-методические материалы. Экологические специальности: 013100 – Экология, 013400 – Природопользование, 013600 – Геоэкология: для гос. ун-тов. – М.: Изд-во геогр. фак. Моск. ун-та, 2004. – С. 171-186.
  4. Попова Л.В. Основы биологического природопользования / В.В. Дежкин, Л.В. Попова. – М.: Модус-К – Этерна, 2005. – 320 с.
  5. Попова Л.В. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 020801 (013100) – Экология / Н.Н. Марфенин, Э.П. Романова, Л.В. Попова. //Оценочные средства по экологическим специальностям. Учеб.-метод. материалы. – М., 2005. – С.1-42.
  6. Попова Л.В. Образовательная магистерская программа «Экология и биологическое природопользование для устойчивого развития» / Н.Н. Марфенин, Л.В. Попова. // Магистерские программы по образованию для устойчивого развития по направлению «Экология и природопользование». Учеб-метод. изд. – М.: Геогр. ф-т МГУ, 2007. – С.103-147.
  7. Попова Л.В. Программа дисциплины «Экология организмов» / И.Ю. Чернов, Н.М. Чернова, Л.В. Попова // Магистерские программы по образованию для устойчивого развития по направлению «Экология и природопользование». Учеб-метод. изд. – М.: Геогр. ф-т МГУ, 2007. – С.114-122.
  8. Попова Л.В. Программа дисциплины «Охрана природы и заповедное дело» / В.В. Дежкин, Л.В. Попова. // Магистерские программы по образованию для устойчивого развития по направлению «Экология и природопользование». Учеб-метод. изд. – М.: Геогр. ф-т МГУ, 2007. – С.126-132.
  9. Попова Л.В. Классификация природных ресурсов / Л.В. Попова. // Наука о Земле: геоэкология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КДУ, 2010. – С.470-477.
  10. Попова Л.В. Задания для олимпиад по экологии: Учебно-методическое пособие./ Л.В. Попова, А.В. Кураков. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 96 с.
  11. Экология России: учебник для студ. учрежд. высш. пед. проф. образования; под ред. А.В. Смурова и В.В. Снакина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.
  12. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М., Белая Н.И., Лаптева Е.М. Уроки в музее и на природе: методическое пособие. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. – 87 с.
  13. Попова Л.В., Кураков А.В. Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2020. – 95 с.

Статьи

  1. Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Как избежать системных ошибок на олимпиадах по экологии // Биология в школе. – 2017. №5. – С. 46-51.
  2. Попова Л.В. Современные исследования в области музейной педагогики в Европе // Жизнь Земли – 2019. Том 41. № 1. – С. 50-53.
  3. Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Почему студенты выбирают онлайн-обучение // Платформа -навигатор: развитие карьеры. – 2018. №4. – С. 42-46.
  4. Попова Л.В., Марфенин Н.Н. "Разграбленная" экология в школе // Экологический ежегодник – 2017. № 10. – С. 38-41.
  5. Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Портрет слушателя открытого онлайн-курса // Высшее образование в России – 2017. № 10. – С. 149-155.
  6. Рыбальский Н.Г., Самотёсов Е.Д., Колесова Е.В., Попова Л.В., Степанов С.А., Хрисанов В.Р., Круглова С.А. Экологическое образование в Российской Федерации - путь длиною в 25 лет: история, состояние, перспективы (окончание) //Использование и охрана природных ресурсов в России – 2017. № 1. – С. 75-82.
  7. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. – 2016. № 1-1 (13). С. 21-21.
  8. Попова Л.В., Пикуленко М.М. Педагогические принципы и различные подходы к реализации образовательных программ в музее // Жизнь Земли. - 2016. Том 38. № 2. - С. 200-206.
  9. Колесова Е.В., Попова Л.В., Рыбальский Н.Г. Экологическое образование в России // природно-ресурсные ведомости. – 2016. № 5-6. – С. 5.
  10. Рыбальский Н.Г., Самотёсов Е.Д., Колесова Е.В., Попова Л.В., Степанов С.А., Хрисанов В.Р. Экологическое образование в Российской Федерации - путь длиною в 25 лет: история, состояние, перспективы // Использование и охрана природных ресурсов в России – 2016. № 4. – С. 91-98.
  11. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М. Игра как необходимая составляющая экологического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20723
  12. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. – 2015. № 4 (12). – С. 18.
  13. Касимов Н.С., Попова Л.В., Романова Э.П. Стандарты высшего профессионального экологического образования по направлению «Экология и природопользование» // Вестник Мининского университета. – 2015. № 2 (10).
  14. Попова Л.В. Интеграционные процессы в высшем профессиональном экологическом образовании естественнонаучной направленности / Л.В. Попова // Человек и образование. – 2013. № 4. – С. 102-106.
  15. Попова Л.В. Из истории профессионального экологического образования /Л.В. Попова // Высшее образование в России. – 2012. № 10. – С. 148-153.
  16. Попова Л.В. Концептуальные подходы к определению базового содержания высшего профессионального экологического образования (естественнонаучное направление) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-6098 (дата обращения: 27.04.2012).
  17. Попова Л.В. Оценка готовности студентов экологических специальностей к профессиональной деятельности / Л.В. Попова // Высшее образование сегодня. –2011. –№ 10. – С. 61-64.
  18. Попова Л.В. К 80-летию со дня рождения Николая Федоровича Реймерса. Автор «Экологического манифеста» / Л.В. Попова // Экология и жизнь. – 2011. – № 6 (115). – С.4-10.
  19. Попова Л.В. Тема традиционного природопользования в курсе географии /Л.В. Попова // География в школе. – 2010. – № 9. – С.45-50.
  20. Попова Л.В. Уровневая реализация программ высшего экологического образования / Л.В. Попова, Н.Н. Марфенин // Высшее образование сегодня. – 2010. –№ 4. – С.97-99.
  21. Попова Л.В. Первые отечественные учебные пособия по устойчивому развитию / Л.В. Попова // Экология и жизнь. – 2010.– № 3 (100). – С.48-51.
  22. Попова Л.В. Восстановительное природопользование – основа устойчивого развития / В.В. Дежкин В.В.,В.В. Снакин, Л.В. Попова // Век глобализации. – 2008. – № 2. – С.95-113.
  23. Попова Л.В. Экология возрождения природы / В.В. Дежкин, В.В. Снакин, Л.В. Попова // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2007.– № 5. – С.43-54.
  24. Попова Л.В. Экологическая составляющая в школьном курсе биологии / Л.В. Попова // Биология в школе. – 2007. – № 7 (Учителю экологии №4). – С.8-12.
  25. Попова Л.В. Подготовка специалистов экологов в России и за рубежом / Л.В. Попова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». – 2006. – № 1.– С.5-10.
  26. Попова Л.В. Экологическая этика и биологическое природопользование: элементы теории и этико-экологические ограничения / В.В. Дежкин, Л.В. Попова // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2006. – № 1. – С.28-37.
  27. Попова Л.В. Природоохранное просвещение в заповедниках. Опыт Воронежского государственного биосферного заповедника / Л.В. Попова //Использование и охрана природных ресурсов в России (ежемесячный бюллетень). – 2002. – № 11-12. – С.123-126.
  28. Попова Л.В. Задания для итоговой проверки знаний по биоэкологии / Л.В. Попова // Биология в школе.– 1995. – № 4. – С.27-29. (0,3 п.л.)