Научно-учебный Музей Землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова приглашает на занятия в 2022 году. Занятия проводятся в онлайн-формате на платформе Zoom.

Темы занятий:

  1. Цикл «Удивительный мир растений» (для детей с 10 лет и родителей)

    Занятия проводят – к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и н.с. Ливеровская Татьяна Юрьевна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    История развития растительного мира
    Происхождение растений. Когда появилась жизнь, роль растений? Особенности эволюции растений. Откуда у нас НЕФТЬ И КАМЕННЫЙ УГОЛЬ? Интерактивная игра с Шерлоком Холмсом.

    Растительный покров Земного шара – растения визитные карточки ландшафтов
    Флора и растительность. Жизненные формы. Циклы развития. Видовое разнообразие растений (сохранившиеся реликты и эндемы), разнообразие естественных фитоценозов Земли. Интерактивная игра «СУНДУЧОК ПИРАТОВ».

    Экологические особенности растений
    Физиологические особенности растений. Приспособления растений к условиям среды. Влияние экологических факторов. Биоиндикация (практическое занятие).

    Растения и человек
    Современное состояние растительного покрова (природные зоны). Средообразующая роль растений. Антропогенные фитоценозы и восстановленная растительность. Интерактивное лото (Арктические растения).


  2. Цикл «Природа в мегаполисе» (для детей с 10 и родителей)

    Занятия проводит – к.б.н., с.н.с. Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Зеленые территории Москвы
    Мы познакомимся с системой особо охраняемых природных территорий, их важностью и значением для сохранения биологического разнообразия. В интерактивном формате все участники смогут узнать, кто живет на «зеленых территориях» и причины снижения биологического разнообразия в городе.

    Биоиндикация окружающей среды
    На втором занятии слушатели познакомятся с биоиндикационными методиками, которые используются для определения качества окружающей среды. Узнают на какие параметры изменений у разных объектов обращают внимание специалисты.

    Маркировка и переработка отходов
    На завершающем занятии будет рассказано об отрицательных последствиях свалок для экосистемы и здоровья человека. Отдельно будет разбираться вопрос, что такое термическая утилизация и переработка отходов. Во время занятия будут демонстрироваться экспонаты, которые были получены после переработки отходов в результате правильной сортировки отходов в городе. 


  3. Цикл «Вулканы мира» (для детей с 8 лет и родителей)

    Занятия проводят – аспирант геологического факультета Агранов Григорий Дмитриевич и магистрант геологического факультета Толстова Анастасия Ильинична

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    «Вулканы и супервулканы»
    Занятие будет посвящено вулканам мира и тому, почему они такие разные. Будут рассмотрены типы извержений и разнообразие вулканических пород, действующие вулканы разных континентов и катастрофические извержения.

    «Гейзеры и горячие источники»
    На втором занятии будут рассмотрены такие темы как, почему вулканы «дремлют», полезные ископаемые, рождённые вулканами, ознакомимся с вулканическим теплом на службе у человека. Поговорим о долинах Гейзеров и горячих источниках, о жизни в экстремальных условиях и удивительных кратерных озёрах.

    «Подводные вулканы»
    Занятие будет посвящено островам-вулканам, подводным вулканам и горячим источникам. Узнаем о «Чёрных курильщиках», «Оазисах» на дне океана, а также о полезных ископаемых будущего на дне океана.


  4. Цикл «Топ-5 из мира драгоценных камней» (для взрослых)

    Занятие проводит – к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Введение в минералогию драгоценных камней
    На первом занятии будут рассмотрены основные вопросы геммологии, классификации драгоценных камней, их основные типы, способы синтеза и облагораживания. Слушатель познакомится с основными отличиями природных и синтетических камней.

    Алмаз. Простые ответы на сложные вопросы
    На втором занятии будут комплексно рассмотрены свойства алмаза, его происхождение, основные месторождения, способы синтеза и многое другое. Слушатель узнает простые ответы на сложные вопросы: чем отличается алмаз от бриллианта, какие параметры влияют на стоимость камня, как правильно прочитать бирку ювелирного изделия. Будут даны практические советы по самостоятельному расчету стоимости бриллианта.

    Цветные камни: Рубин, сапфир, изумруд, александрит
    На третьем занятии слушатели познакомятся с основными свойствами цветных камней первого порядка; узнают, за счет чего достигается различная окраска сапфира и рубина, какой изумруд ценится выше остальных, в чем причина «александритового эффекта». Какие методы облагораживания чаще всего используют для цветных камней, и как местонахождение камня влияет на его стоимость.

    Тайны жемчуга
    Завершающее занятие цикла будет посвящено жемчугу: механизмам его образования, составу, морфологическим характеристикам и особенностям окраски. Слушатель узнает о современных методах изучения природного и культивированного жемчуга.


  5. Цикл «Земля во Вселенной» (для детей от 14 лет и родителей)

    Занятие проводит – д.п.н., в.н.с. Винник Михаил Анатольевич

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Возникновение и эволюция Вселенной
    На первом занятии будут рассмотрены такие вопросы как, что такое астрономические единицы расстояния, представления возникновения и эволюции Вселенной, состав Вселенной, Галактика Млечный путь, эволюция Солнечной системы, планеты Солнечной системы и малые тела Солнечной системы.

    Солнечно-земные связи
    На втором занятии будет рассмотрено место Солнечной системы в нашей Галактике, строение Солнца, строение внешних и внутренних сфер Земли. Подробнее осветим темы о солнечной активности, защитных сферах Земли, воздействии солнечной активности на биосферу и техносферу, а также о циклах солнечной активности.

    Малые тела Солнечной системы
    Завершающее занятие цикла будет посвящено астероидам, кометам, метеоритам, а также астроблемам. Мы рассмотрим примеры кратеров на Земле. Поговорим о классификации метеоритов, о главном поясе астероидов. Коснемся таких тем, как Тунгусский метеорит, Челябинский метеорит. Отдельно рассмотрим тему, связанную с поиском и исследованиями метеоритов.


  6. Цикл «Занимательная история развития жизни на Земле» (для детей с 7 лет и их родителей)

    Занятия проводит – к.г.-м.н., с.н.с. Кирилишина Елена Михайловна

    Продолжительность цикла: 8 занятий

    Геологические часы
    На первом занятии слушатели узнают, сколько лет планете Земля, когда на Земле появились первые живые организмы, всегда ли на Земле жили динозавры.

    Методы работы палеонтолога
    На втором занятии разговор о том, как палеонтологи узнают, когда жили и как выглядели древние обитатели планеты.

    Древнейшие времена. Ранний докембрий
    Речь пойдет о первых обитателях Земли и о том, как менялась планета после их появления.

    Древнейшие времена. Поздний докембрий. «Сады Эдиакары»
    Беседа о ранних многоклеточных организмах.

    Додинозавровые времена. Палеозой
    Беседа о древних обитателях Земли. Слушатели узнают, что такое «кембрийский взрыв», кто ходил по древней Земле до появления динозавров, кто жил в океане, какие растения тогда произрастали.  

    Путешествие во времена динозавров. Мезозой-1
    Кто такие динозавры? Какие динозавры жили на Земле? Беседа о самих динозаврах, условиях их обитания и причинах вымирания.

    Путешествие во времена динозавров. Мезозой-2
    Кто жил рядом с динозаврами? Беседа о родственниках и современниках динозавров.

    Жизнь на Земле после динозавров. Кайнозой
    Развитие жизни на Земле после вымирания динозавров. Новые обитатели планеты. О них мы поговорим на заключительном занятии этого курса.


  7. Цикл «Образ жизни и условия обитания древних морских организмов» (для детей с 8 лет и родителей)

    Занятия проводит – к.г.-м.н., с.н.с. Кирилишина Елена Михайловна

    Продолжительность цикла: 6 занятий

    Распределение организмов в море по образу жизни. Общие представления
    На первом занятии обсудим условия обитания древних и современных организмов. Слушатели узнают, чем отличается образ жизни морских обитателей.

    Планктонные организмы – древние и современные. Особенности строения и приспособления
    Беседа о приспособлениях планктонных организмов.

    Нектонные организмы – древние и современные. Особенности строения и приспособления
    Беседа о приспособлениях нектонных организмов.

    Бентосные организмы – древние и современные. Бентос прикрепленный. Особенности строения и приспособления
    Беседа о приспособлениях прикрепленных бентосных организмов.

    Бентосные организмы – древние и современные. Бентос подвижный. Особенности строения и приспособления
    Беседа о приспособлениях подвижных бентосных организмов.

    Бентосные организмы – древние и современные. Бентос зарывающийся. Особенности строения и приспособления
    Беседа о приспособлениях зарывающихся бентосных организмов.