Научно-учебный Музей Землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова приглашает на занятия в 2023 году. Занятия проводятся в онлайн-формате на платформе Zoom.

Темы занятий:

  1. Цикл «Удивительный мир растений» (10+)

    Занятия проводят: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и н.с. Ливеровская Татьяна Юрьевна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Программа дает представление о растительности как компоненте ландшафта, прошедшем долгий и сложный путь развития. Слушатели познакомятся с растительными сообществами природных зон, особенностями флоры материков. Будет рассказано о некоторых реликтовых представителях древнейших эпох, систематических группах и сообществах растений. Слушатели узнают о симметрии в мире растений и ее использовании как систематического признака для определения видовой принадлежности и как критерия экологического состояния. Занятия сопровождаются экскурсией, интерактивными играми и выполнением увлекательных творческих заданий с использованием экспозиции музея и гербарных материалов.

    История развития растительного мира
    Происхождение растений. Когда появилась жизнь, роль растений? Особенности эволюции растений. Откуда появилась НЕФТЬ И КАМЕННЫЙ УГОЛЬ? Интерактивная игра с Шерлоком Холмсом.

    Растительный покров Земного шара – растения визитные карточки ландшафтов
    Флора и растительность. Видовое разнообразие растений (сохранившиеся реликты и эндемы), разнообразие естественных фитоценозов Земли. Интерактивная игра «СУНДУЧОК ПИРАТОВ».

    Экологические особенности растений
    Физиологические особенности растений. Приспособления растений к условиям среды. Жизненные формы. Циклы развития. Влияние экологических факторов. Биоиндикация (практическое занятие).

    Растения в современных условиях
    Современное состояние растительного покрова (природные зоны). Средообразующая роль растений. Антропогенные фитоценозы и восстановленная растительность. Интерактивное лото (Арктические растения).


  2. Цикл «Редкие растения и животные в Москве» (10+)

    Занятия проводят: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Программа знакомит с редкими видами растений и животных в столице, с интересными фактами их обитания и новыми направлениями деятельности человека, способствующими сохранению биоразнообразия в непростых условиях мегаполиса.

    Редкие растения столицы России: этапы сохранения биоразнообразия
    На первом занятии слушатели познакомятся с понятием «редкие растения». Историей развития Красной книги растений и животных города Москвы, существующей классификацией биологических объектов в связи с экологическими проблемами столицы, узнают, каким образом они оказывают воздействие на природу.

    Первоцветы в городе
    На втором занятии слушатели узнают об особенностях жизненного цикла первоцветов и о разных видах, которые встречаются в городе, а также об уязвимости первых цветов и их роли в природе.

    Редкие животные города Москвы
    На завершающем занятии слушатели узнают о разных видах редких животных, обитающих в столице, познакомятся с интересными фактами из их жизни. С помощью игровых элементов мы рассмотрим, какие виды занесены в Красную книгу города Москвы и почему нужно беречь природу.


  3. Цикл «Экология для школьников: загрязнение окружающей среды и глобальное изменение климата» (10+)

    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Цикл занятий даёт общее представление о разных экологических проблемах современности, которые оказывают воздействие на природную среду и здоровье человека. На наших встречах мы рассмотрим адаптационные мероприятия, правильные эко-действия по осознанию и смягчению последствий от загрязнения окружающей среды, в том числе изменения климата.

    Что такое загрязнение окружающей среды?
    На первом занятии мы познакомимся с понятием «загрязнение окружающей среды», с локальными и глобальными экологическими проблемами человечества, узнаем, каким образом они оказывают воздействие на природу и здоровье человека.

    Изменение климата: прошлое, настоящее и будущее
    На втором занятии мы рассмотрим, что такое «парниковый эффект», как о нем узнали специалисты, какие естественные и антропогенные причины его вызывают и какое воздействие оказывает эта глобальная проблема на окружающую среду и жизнь человека.

    Как смягчить последствия от изменения климата?
    На завершающем занятии будет рассказано о том, что делает человечество, чтобы смягчить влияние глобального изменения климата на природу и здоровье человека. Мы поговорим о разным адаптационных мероприятиях, которые уже внедряются в нашу жизнь, а также о том, что может сделать каждый, чтобы снизить свой экологический след и помочь нашей планете.


  4. Цикл «Природа в мегаполисе» (10+)

    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с. Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Зеленые территории Москвы
    Мы познакомимся с системой особо охраняемых природных территорий, их важностью и значением для сохранения биологического разнообразия. В интерактивном формате все участники смогут узнать, кто живет на «зеленых территориях» и причины снижения биологического разнообразия в городе.

    Биоиндикация окружающей среды
    На втором занятии слушатели познакомятся с биоиндикационными методиками, которые используются для определения качества окружающей среды. Узнают на какие параметры изменений у разных объектов обращают внимание специалисты.

    Маркировка и переработка отходов
    На завершающем занятии будет рассказано об отрицательных последствиях свалок для экосистемы и здоровья человека. Отдельно будет разбираться вопрос, что такое термическая утилизация и переработка отходов. Во время занятия будут демонстрироваться экспонаты, которые были получены после переработки отходов в результате правильной сортировки отходов в городе. 


  5. Цикл «Вулканы мира» (8+)

    Занятия проводит: аспирант геологического факультета Агранов Григорий Дмитриевич

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    «Вулканы и супервулканы»
    Занятие будет посвящено вулканам мира и тому, почему они такие разные. Будут рассмотрены типы извержений и разнообразие вулканических пород, действующие вулканы разных континентов и катастрофические извержения.

    «Гейзеры и горячие источники»
    На втором занятии будут рассмотрены такие темы как, почему вулканы «дремлют», полезные ископаемые, рождённые вулканами, ознакомимся с вулканическим теплом на службе у человека. Поговорим о долинах Гейзеров и горячих источниках, о жизни в экстремальных условиях и удивительных кратерных озёрах.

    «Подводные вулканы»
    Занятие будет посвящено островам-вулканам, подводным вулканам и горячим источникам. Узнаем о «Чёрных курильщиках», «Оазисах» на дне океана, а также о полезных ископаемых будущего на дне океана.


  6. Цикл «Топ-5 из мира драгоценных камней» (16+)

    Занятие проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Введение в минералогию драгоценных камней
    На первом занятии будут рассмотрены основные вопросы геммологии, классификации драгоценных камней, их основные типы, способы синтеза и облагораживания. Слушатель познакомится с основными критериями отличия природных и синтетических камней.

    Алмаз. Простые ответы на сложные вопросы
    На втором занятии будут комплексно рассмотрены свойства алмаза, его происхождение, основные месторождения, природа окраски, способы синтеза и многое другое. Слушатель узнает простые ответы на сложные вопросы: чем отличается алмаз от бриллианта, какие параметры влияют на стоимость камня, как правильно прочитать бирку ювелирного изделия. Будут даны практические советы по самостоятельному расчету стоимости бриллианта.

    Цветные камни: Рубин, сапфир, изумруд, александрит
    На третьем занятии слушатели познакомятся с основными свойствами цветных камней первого порядка; узнают, за счет чего достигается различная окраска сапфира и рубина, какой изумруд ценится выше остальных, в чем причина «александритового эффекта». Какие методы облагораживания чаще всего используют для цветных камней, и как местонахождение камня влияет на его стоимость.

    Тайны жемчуга
    Завершающее занятие цикла будет посвящено жемчугу: механизмам его образования, составу, строению, особенностям окраски, имитациям. Слушатель познакомится с основными видами жемчуга и системами его оценки, узнает о современных методах изучения природного и культивированного жемчуга. Будут рассмотрены факторы старения жемчуга и даны практические рекомендации по сохранению его природной красоты.


  7. Цикл «Земля во Вселенной» (14+)

    Занятие проводит: д.п.н., в.н.с. Винник Михаил Анатольевич

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Возникновение и эволюция Вселенной
    На первом занятии будут рассмотрены такие вопросы как, что такое астрономические единицы расстояния, представления возникновения и эволюции Вселенной, состав Вселенной, Галактика Млечный путь, эволюция Солнечной системы, планеты Солнечной системы и малые тела Солнечной системы.

    Солнечно-земные связи
    На втором занятии будет рассмотрено место Солнечной системы в нашей Галактике, строение Солнца, строение внешних и внутренних сфер Земли. Подробнее осветим темы о солнечной активности, защитных сферах Земли, воздействии солнечной активности на биосферу и техносферу, а также о циклах солнечной активности.

    Малые тела Солнечной системы
    Завершающее занятие цикла будет посвящено астероидам, кометам, метеоритам, а также астроблемам. Мы рассмотрим примеры кратеров на Земле. Поговорим о классификации метеоритов, о главном поясе астероидов. Коснемся таких тем, как Тунгусский метеорит, Челябинский метеорит. Отдельно рассмотрим тему, связанную с поиском и исследованиями метеоритов.


  8. Цикл «Увлекательная палеонтология» (8+)

    Занятие проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Кирилишина Елена Михайловна

    Продолжительность цикла: 5 занятий

    Слушатели получат общее представление о том, какие животные и растения населяли нашу планету в далеком прошлом. Мы познакомимся с разными типами окаменелостей и узнаем, как они образовались.

    Окаменелости. Какие они бывают и как образуются
    На первом занятии поговорим о том, что такое палеонтология и фоссилизация, какие бывают окаменелости и почему они такие разные.

    Типы сохранности ископаемых организмов. Какие именно остатки находят и изучают палеонтологи
    На втором занятии увидим и обсудим различные типы сохранности ископаемых организмов, узнаем, что палеонтологи изучают не только скелеты динозавров, но и следы передвижения разных животных, домики, и даже продукты жизнедеятельности. А еще поговорим о том, почему не каждый шарообразный камень может быть яйцом динозавра.

    Древние животные. Беспозвоночные
    На третьем занятии поговорим о древних беспозвоночных животных. Узнаем, кто такие нуммулиты, аммониты, трилобиты (кстати, они совсем не родственники!) и многих других животных тоже посмотрим.

    Древние животные. Позвоночные
    На четвертом занятии осознаем, что слово «палеонтология» не ограничивается понятием «динозавр», увидим многих других древних позвоночных животных. Узнаем, кто такие парейазавры, ихтиозавры, птерозавры (кстати, все они – не динозавры!), но и динозавров, конечно, тоже обсудим.

    Древние растения
    На пятом занятии поговорим о древних растениях,узнаем, кто такие риниофиты, посмотрим на древние папоротники (они значительно отличаются от современных), обсудим образование каменного угля и многое другое.

  9. Цикл «Палеонтология Подмосковья» (8+)

    Занятие проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Кирилишина Елена Михайловна

    Продолжительность цикла: 5 занятий

    Слушатели получат общее представление о палеонтологических находках Москвы и Подмосковья, узнают, какие организмы населяли эту территорию в далеком прошлом.

    Где палеонтологи ищут свои сокровища?
    На первом занятии слушатели узнают, где стоит искать окаменелости, и какие места в Подмосковье известны своими палеонтологическими находками.

    Что находят палеонтологи?
    На втором занятии речь пойдет о формировании и сохранении палеонтологических остатков, слушатели узнают, какие именно окаменелости находят и изучают палеонтологи.

    Москвичи каменноугольного периода
    На третьем занятии поговорим о море каменноугольного периода на территории Подмосковья; познакомимся с некоторыми обитателями этого моря; увидим, кто такие морские лилии, и почему это не цветы; познакомимся с брахиоподами, узнаем, чем они отличаются от двустворчатых моллюсков и многое-многое другое.

    Москва во времена динозавров
    На четвертом занятии речь пойдет о мезозойских морях на территории Подмосковья; слушатели познакомятся с некоторыми обитателями этих морей и узнают, водились ли здесь динозавры.

    Москвичи Ледникового периода
    На завершающем занятии будет рассказано о ледниковом периоде и некоторых обитателях Подмосковья того времени.

  10. «История развития жизни на Земле» (8+)

    Видео-курс проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Кирилишина Елена Михайловна

    Курс дает общее представление о том, какие организмы жили на Земле в разные геологические времена, как они последовательно сменяли друг друга от древнейших до современных. Слушатели также узнают, что такое «геологические часы» и как палеонтологи узнают, когда жили и как выглядели древние обитатели планеты.

    Занятие 1. Введение в палеонтологию
    Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления.
    Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности.
    Часть 3. Методы работы палеонтолога.
    Часть 4. Геологическое время.

    Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров
    Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий.
    Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные.
    Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные.
    Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения.
    Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные.

    Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой
    Часть 1. Динозавры и их родственники.
    Часть 2. Современники динозавров.

    Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой
    Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры.
    Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде.