Запись на курс, расписание и информация об оплате на сайте: http://teacher.msu.ru/node/57493

  • Предмет: Экология
  • Структурное подразделение: Научно–учебный музей землеведения
  • Форма проведения курса: Очно-дистанционная
  • Общая продолжительность курса: 72 ак. ч.
  • Продолжительность очной части курса: 36 ак. ч.
  • Продолжительность дистанционной части курса: 36 ак. ч.
  • Форма аттестации: Очная
  • Целевая аудитория курса: преподаватели экологии, биологии, географии, химии и педагоги дополнительного образования
  • Уровень начальной подготовки: высшее образование
  • Характер курса: Элективный, инновационный

Аннотация курса:
Курс направлен на совершенствование профессиональных компетенций преподавателей естественных дисциплин (биология, география, экология, химия) в области понимания современных экологических проблем и концепции «устойчивого развития», а также технологии подготовки школьников к участию в олимпиадах по экологии

Преподаватели курса: 
Попова Л.В., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ, д-р пед.наук;
Пикуленко М.М., ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ, канд.биол.наук;
Таранец И.П., старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ, канд.биол.наук

Программа курса: 

1. Организационно-методическое сопровождение подготовки к олимпиадам по экологии

1.1. Тема 1. Нормативные документы, регламентирующие олимпиадное движение в РФ Интерактивная лекция, 1 час ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) формирование экологически компетентной личности. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1252 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников».

1.2. Тема 2. Характеристики олимпиад по экологии и их требования Интерактивная лекция, 2 часа Этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Олимпиада Ломоносов по экологии (МГУ), олимпиада «Покори Воробьевы горы» по биологии и экологии, олимпиада «Шаг в будущее». Ведомственные Олимпиады и конкурсы по экологической тематике (Росатом, Газпром и др.).

1.3. Тема 3. Типичные ошибки участников олимпиад по экологии Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение типичных и системных ошибок, которые делают учащиеся при ответах на вопросы олимпиад по экологии различного уровня. Практическое занятие, 1час Работа с олимпиадными заданиями (олимпиада Ломоносов по экологии). Самостоятельная работа, 2 часа Разработка схем подготовки к олимпиаде школьного и муниципального уровня. Разработка критериев проверки олимпиадных заданий открытого типа.

1.4. Тема 4. Формы олимпиадных заданий Интерактивная лекция, 1 час Алгоритм специальной подготовки школьников к написанию олимпиады по экологии. Открытые и закрытие формы тестов, практические туры олимпиад. Практическое занятие, 1 час Знакомство с требованиями к разработке тестовых заданий. Самостоятельная работа, 2 часа Разработка тестовых заданий различного типа (Промежуточный контроль).

2. Теоретический тур олимпиады – основы экологических знаний

2.1. Тема 5. Общая экология (основные экологические законы жизни) Видео лекция, 2 часа Основные термины и понятия в биоэкологии (организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера и др.). Круговороты веществ в биосфере. Взаимосвязи между организмом и средой обитания. Влияние абиотических и биотических факторов. Практическое занятие, 2 часа Игра «Остров», задание на экспозиции «Природная зональность» музея землеведения МГУ – «Определение влияния факторов среды на живые организмы» (на примере экосистем тундры, тайги, степи, пустыни, влажного экваториального леса) Самостоятельная работа, 4 часа Составление вопросов к содержанию видеолекций и выписывание новых терминов. Знакомство с разделами учебника Н.М. Черновой и А.М. Быловой «Общая экология» (2004 г.).

2.2. Тема 6. Экология человека (демографическая проблема) Видео лекция, 2 часа Демографический взрыв численности населения в ХХ веке. Демографическая обстановка в мире и в РФ. Факторы, влияющие на рождаемость и на смертность. Демографические показатели – ОКР, ОКС, КЕП. Практическое занятие, 2 часа Анализ демографической ситуации с помощью сайта «demoscop»: выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и 10 стран с наивысшей плотностью населения, найти страны-лидеры по продолжительности жизни. Самостоятельная работа, 2 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и выписывание новых терминов.

2.3. Тема 7. Природные ресурсы Видео лекция, 2 час Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Значимость природных ресурсов в жизни человека. Проблемы добычи минеральных ресурсов, проблемы водных ресурсов (нехватка пресной воды и ее загрязнение). Традиционные и новые источники получения электроэнергии. Экологические последствия. Практическое занятие, 2 часа Знакомство на экспозиции музея землеведения МГУ с коллекциями горючих полезных ископаемых и типами почв. Самостоятельная работа, 4 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и самостоятельное знакомство с проблемами использования земельных ресурсов в России (по Государственному докладу «Об использовании и охране окружающей среды в РФ»).

2.4. Тема 8. Загрязнение окружающей среды (Глобальные и локальные экологические проблемы) Видео лекции, 6 часов Рассмотрение следующих тематик: загрязнение окружающей среды, расчет ПДК, глобальные экологические проблемы человечества – разрушение озонового слоя Земли, изменение климата («парниковый эффект»), загрязнение Мирового океана).Загрязнение окружающей среды при получении электроэнергии различными способами. Практическое занятие, 2 часа Локальные экологические проблемы загрязнения окружающей среды – проблема кислотных осадков, смог, «шумовое загрязнение» и другие. Самостоятельная работа, 4 часа Работа с Государственным докладом «Об использовании и охране окружающей среды в РФ» и составление таблиц по основным загрязнителям регионов России и городам, где превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха (Промежуточный контроль).

2.5. Тема 9. Сохранение биологического разнообразия и ООПТ Видео лекция, 2 часа Понятие и значимость биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории и их значимость для сохранения природы. Красные книги. Международные конвенции для сохранения биоразнообразия (Рамсарская конвенция, СИТЭС). Практическое занятие, 2 часа Демонстрация интерактивных игр по теме сохранения биоразнообразия для быстрого усвоения школьниками значительного объема информации и понимания взаимосвязей между организмами на примере ключевых видов. Самостоятельная работа, 2 часов Знакомство с Красной книгой РФ том «Животные» и том «Растения» на сайте Biodat.ru.

2.6. Тема 10. Устойчивое развитие и «зеленая экономика» Видео лекция, 2 часа История формирования концепции устойчивого развития. Понятие и суть «устойчивого развития», как взаимосвязи социальных, экономических и экологических компонентов. Рассмотрение 17 целей устойчивого развития. Учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Практическое занятие, 2 часа Понятие и концепция «зеленой экономики».Рассмотрение механизмов «Зеленой экономики». Самостоятельная работа, 4 часа Работа с отчетом Российской организации содействия ООН «Регионы России и цели устойчивого развития ООН».

3. Практический тур олимпиад – проектная деятельность

3.1. Тема 11. Организация проектной деятельности Интерактивная лекция, 2 часа Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения, моделирование и др.). Разбор типичных ошибок учащихся при выполнении проектной работы. Оценка качества проектных работ.

3.2. Тема 12. Методы биологической индикации Интерактивная лекция, 2 часа Основы биоиндикации и отличие от биотестирования. Рассмотрение разных биоиндикационных методов на разных уровнях организации жизни. Практическое занятие, 2 часа Знакомство с конкретной методикой по определению качества воды в пресных водоемах, с возможностью применения в школьных проектных работах.

3.3. Тема 13. Исследовательские проекты в естественных музеях Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение на музейной экспозиции (музей землеведения МГУ) планирования и методики выполнения проектных работ в естественнонаучных музеях, а именно по темам – приспособление различных животных к среде обитания (морфологические черты – описание и их сравнение), палеонтология – разбор коллекций ископаемых организмов, горные породы и минералы, природные ресурсы как источники строительных материалов. Практическое занятие, 2 часа Самостоятельная разработка темы, цели, задач и плана выполнения конкретной исследовательской работы в музее (Промежуточный контроль).

4. Итоговая аттестация

4.1. Итоговая аттестация Семинар, 2 часа Защита разработанных методических материалов.

Литература и иные материалы курса: 

Основная литература:

  1. Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Экология. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  2. Приказ «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № 1252 , от 17 декабря 2015 года № 1488.
  3. Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников» – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.rosolymp.ru
  4. Марфенин Н.Н. Экология – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512 с.

Дополнительная литература:

  1. Всероссийская олимпиада школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.vserosolymp.rudn.ru
  2. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ekolog.org/books/26/ - Н.М. Чернова, А.М. Былова. Общая экология. Учебник. М.: Дрофа, 2004.
  2. http://www.meteorf.ru - сайт Росгидромет (мониторинг загрязнения окружающей среды в РФ)
  3. http://www.mosecom.ru - Москоэкомониторинг
  4. http://biodat.ru - Электронный экологический журнал (статьи по сохранению биоразнообразия, ООПТ, Красным книгам и др.)
  5. https://wwf.ru/ - литература по изменению климата
  6. http://www.mosvodokanal.ru - очистка воды в Москве
  7. http://www.pochva.com/?content=1 - электронная библиотека ф-та почвоведения МГУ
  8. http://ekolog.org/books/ - электронные учебники по экологии
  9. http://www.wildnet.ru/ - Эколого-просветительский центр «Заповедники»
  10. http://www.dpioos.ru/ - Департамент Природопользования и охраны ОС:
  11. http://milkon-nt.ru/d/14097/d/himicheskaya_bezopasnost_vody_v.s._petrosy... -Петросян В.С. Природная и питьевая вода: проблемы химической безопасности
  12. http://www.chem.msu.su/rus/lab/organic/fox/chem-bumerang.pdf - Петросян В.С. Химические спутники земли и химические бумеранги: проблемы химической безопасности
  13. https://readtiger.com/www.ecosystema.ru/02center/index.htm - Полевой экологический центр (Биостанция) «Экосистема» (методические материалы, полевые определители и др.)

Сайт: http://www.mes.msu.ru
Телефон: +7 (495) 939-29-76; + 7 (495) 939-14-15
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 25 этаж
Как проехать: М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка); или до станции метро «Ломоносовский проспект», далее пешком 10 минут до главного здания МГУ

Ссылка на карту: https://yandex.ru/maps/-/CVTTvHzs