Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник группы образовательных и экскурсионных программ.

Закончила экологический факультет Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (2002 г.). Присвоенная квалификация: «Эколог-природопользователь» по специальности «Природопользование».

В 2008 году закончила очную аспирантуру биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Кандидат биологических наук (2014 г.) по специальности 03.02.08 – экология (биологические науки). Тема диссертационной работы: «Пространственное распределение почвенных коллембол в рекреационных лесах Подмосковья».

Область научных интересов: рекреация, биоиндикация, гидробиология, почвенная экология, экологическое образование, интерактивные методы и творческие подходы в экологическом просвещении, музейная педагогика.

Образовательная и просветительская деятельность:

  • Проводит занятия на курсах повышения квалификации для учителей СОШ в Музее землеведения МГУ по направлению «Экология и устойчивое развитие («Землеведение», «Интерактивные методы в экологическом образовании», «Проектная деятельность учащихся в области наук о жизни и Земле).
  • Разрабатывает и проводит с коллегами занятия в рамках проекта «Университетские субботы» в Музее землеведения МГУ («Развитие и эволюция органического мира», «Москва – развивающийся мегаполис» (2015 г.); «Жизнь океана», «Узнай животных» (2016 г.); «Симметрия в мире растений» (2017 г.); «История Московского университета и Воробьёвых гор», «Охраняемые природные территории г. Москвы» (2018 г.)) и др.
  • Состоит в программных и организационных комитетах: Олимпиада школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «Экология» (МГУ); Научно-практическая конференция «Форум молодых исследователей» в Музее землеведения МГУ; Член оргкомитета семинара «Образование и просвещение в музее» (2019 г., 2020 г.). Является членом жюри на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Более 8 лет являлась секретарем Межвузовского научно-практического семинара «Методология образования для устойчивого развития».
  • Проводит занятия по экологии и биоиндикации в разных летних лагерях (Детский научный лагерь МГУ «ЛАНАТ», «Мы – дети Волги» и др.).
  • Проводит экскурсии, занятия и мастер-классы в Эколого-просветительском центре «Воробьёвы горы» со школьниками, студентами, учителями, а также с людьми с ограниченными возможностями здоровья (темы: «Интересное о деревьях», «Кто живет в почве», «Птицы Воробьёвых гор», «По следам животных» и др.).

Дополнительное образование и курсы повешения квалификации:

  • Обучение по программе «Школа научной журналистики» от Компании «Парк-медиа» и биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (2009 г.).
  • Участие в 4-ой Университетской школе «Интерактивные методы обучения управлению сложными системами» в МГУ имени М.В. Ломоносова (2011 г.).
  • Обучение на семинаре-тренинге «Интерактивные методы экологического образования в области ресурсосбережения» от ЭкоЦентра «Заповедники» (2012 г.).
  • Участие в IX Московской международной летней школе «Интерактивные методы обучения управлению сложными системами» в МГУ имени М.В. Ломоносова (2019 г.).
  • Посещение курсов лекций в Открытом Экологическом Университете на химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (с 2015 по 2019 г.).
  • Курс повышения квалификации по программе «Педагогическое обеспечение онлайн обучения (преподавание онлайн)» в объёме 36 часов в Центре развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В. Ломоносова (2019 г.).
  • Свидетельство № 2196-20 Об участии в тренинге по экологической экспертизе 9-14 декабря 2020 года (20 часов) от Центра экспертиз ЭКОМ РОО «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей» (2020 г.).
  • Сертификат, подтверждающий, что освоен образовательный курс Московского урбанистического форума «URBAN HEALTH» для сотрудников Правительства Москвы, получен от Московского урбанистического Форума, Сеченовский университет наук о жизни, Институт междисциплинарной медицины (с 23 июня по 12 августа) (2021 г.).
  • Удостоверение о повышении квалификации «Современные психолого-педагогические технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (16 часов), ф-т психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, время обучения с 1.06 по 3.06.2021 г. Приказ «О выдаче документов о дополнительном образовании» № 2047ДО от 04.06.2021 г.
  • Удостоверение о курсе повышения квалификации на факультете непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН по программе дополнительного профессионального образования «Теоретические основы зависимого поведения для использования в профилактической работе со студентами» с 24 ноября по 7 декабря 2021 г. (18 ак.ч.). Удостоверение о повышении квалификации УПК 21 130036, регистрационный номер 130036, 07.12. 2021 г.
  • Удостоверение о курсе повышения квалификации на факультете непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН по программе дополнительного профессионального образования «Улучшение коммуникативных навыков педагогических работников, занимающихся профилактикой зависимого поведения среди молодёжи» с 24 ноября по 7 декабря 2021 г. (16 ак.ч.). Удостоверение о повышении квалификации УПК 21 130119, регистрационный номер 130119, 07.12. 2021 г.
  • Диплом по программе дополнительного профессионального образования «Гид-экскурсовод» (в объёме 340 часов), с 6 мая 2022 по 21 июля 2022 г., Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» (АНО «НИИДПО»), г. Москва.

Награды и благодарности: Имеет многочисленные грамоты, благодарственные письма и сертификаты за успехи в образовательной и научной деятельности от различных организаций («Зелёный крест» (2010 г.); почётные грамоты МНЭПУ (2007 - 2010 гг., 2012 г.); благодарственное письмо от специальной (коррекционной школы) школы-интерната для детей сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (2012 г.), благодарности от национального парка «Плещеево озеро» (с 2014-2018 гг.) и др.

  • Победитель конкурса «Заповедные острова Москвы, Диплом за победу в номинации «Интерактивные методические разработки» от ЭкоЦентра «Заповедники» (2012 г.).
  • Диплом 1 степени в номинации волонтёр-2014 «профессионал» награждена за эколого-просветительскую деятельность на особо охраняемых природных территориях от ЭкоЦентр «Заповедники», а также специальным призом – «Хрустальный бурундук» (2014 г.).
  • Почётная грамота от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы «За плодотворную работу в природоохранных организациях, значительный вклад в улучшение экологической обстановки в городе, высокие личные показатели в работе и в связи с профессиональным праздником Днём эколога» (2015 г.).
  • Грамота от Московской Городской Думы «За многолетнюю эколого-просветительскую работу среди детей с особенностями развития, с участием интернатов, в том числе специальных профилей, социально незащищенными семьями» (2015 г.).
  • Присуждение «Первой премии» в конкурсе молодых научных сотрудников МГУ за 2014-2015 гг.
  • Благодарственное письмо от Городского методического центра Департамента образования города Москвы «За сотрудничество в развитии экологического образования и проведение цикла семинаров для педагогов образовательных организаций «Исследовательские проекты по охране природы Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова» (2016 г.).
  • Премия по Программе развития МГУ конкурса от Московского университета для сотрудников, добившихся выдающихся результатов в научно-исследовательской и образовательной деятельности, внесших значительный вклад в реализацию Программы развития Московского университета (2016 г.).
  • Диплом победителя в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» от Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского за проект «Тематическое занятие «Жизнь и научная деятельность В.И. Вернадского»» (2019 г.).
  • Диплом победителя в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского за проект «Уроки в музее и на природе» (руководитель проекта Попова Л.В., исполнители: Пикуленко М.М., Таранец И.П., Белая Н.И., Лаптева Е.М.) ( 2019 г.).
  • Диплом лауреата гранта Правительства Москвы в сфере образования по итогам 2018-2019 г. учебного года от Департамента образования и науки города Москвы (2019 г.).
  • Диплом II степени. Победитель второго открытого конкурса среди разработчиков онлайн-курсов 29 ноября-30 декабря 2019 г. Получен от Центра компетенций в области онлайн-обучения, МГУ (2020 г.).
  • Благодарность за участие в проведении конкурса детского рисунка «Москва в стиле ЭКО» с 1 февраля по 10 июня 2021 г. для жителей Москвы и Подмосковья, а также популяризацию бережного обращения с природой, формирование полезных экопривычек и экокультуры у детей и подростков, АНО Центр профилактики преступлений «Родители за мир без преступности, насилия и наркотиков» (2021 г.).
  • Благодарность от Межрегионального благотворительного фонда (МОБФ) «Качество жизни» за помощь в разработке методического пособия по проведению эколого-просветительских занятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ по программе «Мосты в природу», выступление с ключевым докладом на методическом семинаре, распространение информации о программе среди коллег и за проведение занятий с особенными детьми, г. Москва (2021 г.).
  • Благодарность Ректора МГУ имени М.В. Ломоносова за многолетний самоотверженный труд по развитию научных исследований и обеспечению деятельности Научно-учебного музея землеведения (приказ № 1118 от 04 декабря 2020 г.).
  • Благодарность за активное участие в IX Общероссийском Фестивале природы «Первозданная Россия» (2022 г.)
  • Благодарность за популяризацию экологических знаний и подготовку заданий для школьного, муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2021/2022 учебном году, Департамент образования и науки города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства» (2022 г.).
  • Благодарность за неоценимый вклад в программу Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ от сопредседателя оргкомитета Всероссийского Фестиваля науки, ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничева, г. Москва (2022 и 2023 г.).
  • Благодарность за участие во Всероссийской акции «Учёные-в школы», приуроченной ко Дню российской науки (от Российского Союза ректоров, Ректор МГУ) (2023 г.).
  • Благодарность за вклад развития олимпиадного движения и проведение открытых лекций по экологии для сборной Москвы, Центр педагогического мастерства (2023 г.).
  • Благодарственное письмо за личный вклад в организацию и проведение Международного фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» 2022 в г. Москва (2023 г.).

Участие в научных и образовательных проектах:

  • Гранты РФФИ: «Агрегированность и мозаичность распределения почвообитающих коллембол» (№ 09-04-00328 а), «Пространственная структура популяций коллембол: эколого-эволюционные аспекты» (№ 12-04-01239); «Сообщества почвенных коллембол реликтовых лесных экосистем» (№ 16-04-01228).
  • Грант «Развиваюсь через познание» (Национальный фонд подготовки кадров, 2015 г.).
  • Грант «Поможем природе все вместе» – комплексная программа экологического просвещения, включающая обучающие семинары для преподавателей средних школ и сотрудников отделов экологического просвещения Мосприроды, а также Всероссийский конкурс биологического рисунка (Департамент образования г. Москвы, 2016 г.).
  • Грант «Естественнонаучные мастерские для молодых исследователей» (Департамент образования г. Москвы, 2018 г.).
  • Грант «Университетские субботы» (Департамент образования города Москвы, с 2015 по 2018 гг.).
  • Биосферные функции экосистем, их компонентов и рациональное природопользование (с 2016 по н.в.).
  • Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле и жизни (с 2016 по н.в.).

Основные опубликованные работы:

  1. Таранец И.П., Кузнецова Н.А., Смуров А.В. Влияние рекреации на пространственное распределение почвообитающих коллембол в лесных экосистемах // Вестник Московского государственного университета леса «Лесной вестник», № 3 (72), 2010. – С. 199-206.
  2. Таранец И.П., Смуров А.В., Кузнецова Н.А. Оценка горизонтального распределения почвенных коллембол методом «разноразмерных треугольников» // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Естественные науки. № 25, 2011. – С. 22-28.
  3. Таранец И.П., Смуров А.В., Кузнецова Н.А. Репрезентативность проб разного размера при учете численности и оценке горизонтального распределения почвенных коллембол // Вестник Московского университета. Серия Биология, № 3, 2012. – С. 44-48.
  4. Попова Л.В., Таранец И.П., Коробцова О.Н. Разработка маршрутных листов с заданиями по экспозиции Музея землеведения МГУ для самостоятельной работы учащихся // Жизнь Земли. Геология, геодинамика, экология, музеология: Сб. науч. тр. Музея землеведения МГУ / Под ред. В.А. Садовничего и А.В.Смурова. – М.: Музей землеведения МГУ, 2012. – С. 241-250.
  5. Таранец И.П. Кадетов Н.Г. Природный заказник «Воробьёвы горы». Природа. Природа в мегаполисе // Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы / сост. О.А. Зиновьева. – М.: АСТ, 2014. – С. 149-150.
  6. Таранец И.П. Экологическая тетрадь. Программа «Мосты в природу». Региональный благотворительный общественный фонд содействия деятельности в сфере пропаганды здорового образа жизни «Качество жизни», 2014. – 15 с.
  7. Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Опыт проведения в музее землеведения МГУ интерактивной школы «Охраняемые территории города Москвы» // Жизнь Земли: землеведение, экология, геодинамика, музеология. Сборник научных трудов Музея Землеведения МГУ. – Т. 35. – Издательство Московского университета Москва, 2014. – С. 387–393.
  8. Таранец И.П. Тема сохранения биологического разнообразия в естественно-научном музее: занятие «Не дай исчезнуть животным!» // Жизнь Земли: науки о Земле, экология, история науки, музеология. Сборник научных трудов Музея Землеведения МГУ. Вып. 37 / Под редакцией В.А. Садовничего и А.В. Смурова. – М.: Издательство Московского университета, 2015. – С. 283-286.
  9. Боева З.Д., Таранец И.П. Проведение тематического занятия «Глобальное изменение климата» в Экоцентре «Воробьёвы горы» // Жизнь Земли: науки о Земле, экология, история науки, музеология. Сборник научных трудов Музея Землеведения МГУ. Вып. 37 / Под редакцией В.А. Садовничего и А.В. Смурова. – М.: Издательство Московского университета, 2015. – С. 286-289.
  10. Таранец И.П. Образовательная программа по почвенным организмам для людей с ограниченными возможностями здоровья // Роль почв в биосфере и жизни человека: Международная научная конференция: К 100-летию со дня рождения академика Г.В. Добровольского, к Международному дню почв; Москва, Россия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 6-7 октября, 2015. – С. 358-359.
  11. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М. Игра как необходимая составляющая экологического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20723
  12. Таранец И.П. Подземные царства Крыма.[Электронная публикация]. Режим доступа: https://flowerexperience.eu/podzemnye-tsarstva-kryma/
  13. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М., Белая Н.И., Лаптева Е.М. Уроки в музее и на природе. Методическое пособие. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. – 87 с.
  14. Таранец И.П., Попов А.Л., Трубецкой П.П. Экологическая тропа «Кладовая солнца» в нацпарке «Плещеево озеро»: от проекта до интерактивных занятий // Материалы I Международного экологического форума в Крыму «Крым – эколого-экономический регион. Пространство ноосферного развития» 2017 года / Под ред. В.А. Иванова и др. – Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе», 2017. – С. 470-473.
  15. Таранец И.П. Особо охраняемые природные территории – «Живой» музей под открытым небом // IV Всероссийская конференция по экологическому образованию, 2015. – М., 2017. – С. 101-102.
  16. Короткевич А.Ю., Таранец И.П. Коллемболы заказника «Воробьёвы горы» // XVIII Всероссийское совещание по почвенной зоологии. 22-26 октября 2018 г., Москва, ИПЭЭ РАН. Материалы докладов. – М: Тов-во научн. Изданий КМК. – С. 109-110.
  17. Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Как избежать системных ошибок на олимпиадах по экологии // Биология в школе. – 2019. – № 5. – С. 46–51.
  18. Таранец И.П., Попова Л.В. Развитие системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве // Заповедники – 2019: биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (Симферополь, 9-11 октября 2019 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – С. 135-139.
  19. Таранец И.П. Интерактивные методы в экопросвещении на особо охраняемых природных территориях // Заповедники – 2019: биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (Симферополь, 9-11 октября 2019 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – С. 139-144.
  20. Таранец И.П., Попов А.Л., Трубецкой П.П. Проект благоустройства рекреационной территории с познавательным отдыхом в национально парке «Плещеево озеро» // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник научных трудов XXI Международной научно-практической конференции: в 3 т. Москва, апрель-сентябрь 2020 г. – М.: РУДН, 2 т. – С. 380 – 384.
  21. Таранец И.П., Семенков И.Н. Необычная форма контроля знаний студентов с использованием экспозиции музея землеведения МГУ // Жизнь Земли: Междисциплинарный научно-практический журнал. Т. 42, № 2. — М.: Издательство Московского университета; МАКС Пресс, 2020. – С. 198-203.

  22. Таранец И.П., Попова Л.В., Пикуленко М.М., Калинин Е.Д. Типичные ошибки исследовательских проектных работ школьников: от планирования до защиты // Биология в школе, № 8, 2020. – С. 46-52.
  23. Goncharov A.A., Chernov T.I., Kuznetsova N.A., Taranets I.P., Tkhakakhova A.K., Kartashov M.I. Springtails parisotoma notabiilis (Collembola: isotomidae) indicate favourable conditions for fusarium species in arable soil: an experimental study in a winter wheat field // Концептуальные и прикладные аспекты научных исследований и образования в области зоологии беспозвоночных : сборник статей V Международной конференции. Томск 26–28 октября 2020 г. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 55 – 58.
  24. Иванов А.В., Яшков И.А., Таранец И.П. Опыт экологического просвещения в экспедиции «Флотилия плавучих университетов» в Поволжье (по итогам полевого сезона 2020 года) // Междисциплинарный научно-практический журнал «Жизнь Земли». – М: Издательство МГУ. Т. 43 (2), 2021. – С. 224-233.
  25. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М., Тимофеева Е.А. Подготовка школьников к проектной деятельности в условиях дистанционного режима // Биология в школе, №7, 2021. – С. 49-58.
  26. Таранец И.П., Контобойцева А.А. (общая редакция). Мосты в природу. Методические рекомендации по организации и проведению эколого-просветительских занятий на природе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Мосты в природу. Методические рекомендации по организации и проведению эколого-просветительских занятий на природе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: МОБФ «Качество Жизни», 2021. – 120 с.
  27. Таранец И.П., Контобойцева А.А. Экологическая тетрадь (сборник детских заданий, программа «Мосты в природу»). – М., Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество Жизни», 2021. – 20 с.
  28. Пикуленко М.М., Таранец И.П., Попова Л.В. Какие ошибки в обучении выявляет олимпиада по экологии // Научно-методический журнал «Методист», № 3. – М.: Издательский дом «Методист», 2022. – С. 4-6.
  29. Таранец И.П. Особенности создания и эксплуатации экологических троп на природных территориях // Экологический туризм: современные векторы развития: коллективная монография / Уральский государственный педагогический университет; под редакцией О. Ю. Гурьевских [и др.]. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2022. – С. 287-292.
  30. Таранец И.П., Попова Л.В., Пикуленко М.М. Что знают школьники об охране природы: анализ ответов учащихся на задания Всероссийской олимпиады школьников по экологии // Биология в школе, 2023, №1. – С. 50-55.
  31. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М. Педагогические подходы 
к знакомству с идеями В.И. Вернадского в естественнонаучных музеях // Жизнь Земли: Междисциплинарный научно-практический журнал, Т. 45, № 1. – М.: Издательство Московского университета; МАКС Пресс, 2023. – С. 66-73.
  32. Таранец И.П., Алексеева Г.И. Занятия по экологии с детьми с ОВЗ. Методическое пособие для экскурсоводов, педагогов, воспитателей и родителей. Из опыта работы Экоцентра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Мосприрода». – М.: Алькор Паблишерс, 2023. – 120 с.