В Музее Землеведения МГУ 15 ноября 2022 г. завершился Форум молодых исследователей в рамках XVII Фестиваля науки в МГУ имени М.В.Ломоносова.

Форум прошёл как и в прошлом году в дистанционном формате. Оргкомитетом были собраны материалы для электронной публикации и проанализированы видео-доклады. По секции междисциплинарных исследований было получено 9 докладов, в работе секции приняло участие более 15 человек. По секции «Экология» в Форуме приняло участие более 40 учащихся и более 30 руководителей из разных городов России (г. Москва, г. Курск, г. Брянск, г. Санкт-Петербург, г. Челябинск, г. Малоярославец, г. Борисоглебск, г. Мытищи, г. Людиново, г. Щелково). Участниками Форума стали школьники с 5 по 11 классы.

По секции «Экология» были сформированы четыре экспертных комиссии. В их состав входили сотрудники Музея землеведения МГУ (д.п.н. Попова Л.В., к.б.н. Пикуленко М.М., к.б.н. Таранец И.П., Лаптева Е.М., Горбатовская Е.В.), Научно-исследовательского Зоологического Музея МГУ (Дунаев Е.А.) и факультета почвоведения (к.б.н. Бобрик А.А.).

Члены комиссии отмечают разнообразную тематику, в том числе и прикладных работ, присланных на Форум. В этом году на Форуме были отмечены следующие номинации: «Лучшая исследовательская работа», «Лучшая работа, имеющая практическое значение» и «Оригинальность темы исследования».

Секция «Экология»:

Лучшие научно-исследовательские работы

  • Назаренко А.Р. «Сравнительный анализ речных отложений в долине реки Хопёр» (5 класс), МБУДО БЦВР БГО СП «Учебно-исследовательский экологический центр им. Е.Н. Павловского», г. Борисоглебск.
    Руководитель работы: Владимирова С.И.
  • Гудок А.М. «Исследование проницаемости ионов тяжелых металлов на биологические структуры», МБОУ СОШ с УИОП № 7 им. А. С. Пушкина г. Курска.
    Руководитель работы: Афанасьева М.Н.
  • Шкурат Д.В. «Салицилаты и их качественный анализ» (11 класс), МБУДО ЦВР Володарского р-на г. Брянска, г. Брянск.
    Руководитель работы: Симунина О.Н.

Лучшие научно-исследовательские работы «Первый шаг в науку»

  • Штунова Е.А. «Определение санитарно-гигиенической роли липы и клёна, вдоль автомобильных дорог города Щелково», МБОУ Щелковский лицей № 7.
    Руководитель работы: Шкибтан О.С.
  • Милицкая А.А. «Влияние пигментов томатов на их пользу для организма человека», Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова, г. Москва.
    Руководитель работы: Белоусова И.Н.
  • Половникова Ю.А. «Исследование состояния Конского каштана обыкновенного (Aesculushippocastanum) на территории Юго-Западного округа города Москвы» (6 класс), ГБОУ Школа № 199.
    Руководитель: Иванченко Л.В.

Лучшие работы, имеющие практическое значение

  • Никуличева И.Е. «Изучение видового состава древесной растительности, используемой для озеленения центральных улиц и парков города Малоярославца» (11 класс), МОУ СОШ №2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева.
    Руководитель работы: Андреева Е.С.
  • Дормидонтов К.М. «Способы сохранения пчелиных семей во время зимовки на примере личной пасеки Коломенского г.о. Московской области», МБОУ «Гимназия №2 «Квантор».
    Руководитель работы: Якобс Н.В.
  • Жукова А.А. «Проблемы адаптации детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа в общеобразовательных учреждениях» (9 класс), Центр довузовского образования «Медицинский предуниверсарий» СГМУ им. В.И. Разумовского.
    Руководители работы: Чепенко М.Л., Жукова Е.В.
  • Федоров И.М. «Сравнительный анализ водопроводной и бутилированной воды» (6 класс), МБУДО «Центр детский экологический г. Челябинска.
    Руководитель работы: Эсман Л.Д.
  • Парфенова А.К. «Эффективности разных способов лечения пчёл от варроатоза на пасеке в с. Кокман Удмуртской республики» (11 класс), АНО ОШ ЦПМ, г. Москва.
    Руководители работы: Гуреева М.В., Каргапольцева И.А., Пономарева Н.Л., Шитиков Д.А.
  • Краснолобов Д.Е. «Экономическая эффективность сбора батареек-таблеток в малых объёмах» (10 класс), ОЧУ «Газпром школа», г. Москва.
    Руководитель работы: Пузанова А.Ю.

Лучшие работы «Оригинальность темы исследования»

  • Лизина Е.В. «Искусственный биотоп реки Кото Колорадо как способ сохранения Цихлазомы Седжика (Cryptoheros sajica)», ГБОУ города Москвы «Школа № 2200».
    Руководители работы: Ермакова Н.С., Коршунова Н.В.
  • Назарова Элеонора Александровна «Создание защитного крема с активными компонентами для людей, работающих в условиях Арктики» (9 класс), ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской федерации», город Москва.
    Руководитель работы: Мичкина Е.А.
  • Зайцева Ю.А. «Исследование цветоощущения старшеклассников с помощью полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина» (11 класс), МКОУ «СОШ №2», Калужская область, г. Людиново.
    Руководитель работы: Юдина Е.С.
  • Лебедева А.Ю. «Гастрономический маршрут «Кулинарные изыски новохопёрской флоры» по озёрам хопёрского заповедника» (11 класс), МБУДО БЦВР БГО структурное подразделение «Учебно-исследовательский экологический центр имени Е.Н. Павловского».
    Руководитель работы: Владимирова С.И.

Секция междисциплинарных исследований:

За практическую значимость проектной разработки

  • Минишева В.Р. «К вопросу о Солнечной активности и эпидемиях» (11 класс), ГБОУ Школа №1210.
    Руководители работы: Куделева И.И., Холявченко А.С.
  • Ельфимова П.А. «Биопереработка пищевых отходов» (10 класс), ГБОУ города Москвы «Школа 171».
    Руководитель работы: Цавкелова Е.А.

За освоение и успешное использование современного научного оборудования

  • Крыгин И.И. «Особенности электрохимического взаимодействия углеродистой стали и меди» (10 класс), ГБОУ города Москвы «Школа 171».
    Руководитель работы: Блохина В.А.
  • Калашников И.Н. «Особенности коррозии конструкционных материалов, используемых для магистральных трубопроводов» (11 класс), ГБОУ города Москвы «Школа 171».
    Руководитель работы: Блохина В.А.

Информационное письмо

Видео-обращение к участника Форума молодых исследователей д.п.н., ведущего научного сотрудника сектора группы образовательных программ Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова Поповой Людмилы Владимировны

Сборник материалов Форума секции «Экология»

Сборник материалов Форума секции «Междисциплинарные исследования»

Некоторые участники Форума молодых исследователей